(Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 28.06.1805 (1806?), г. Ст. Оскол (ныне Белгородской обл.) - 14.11.1885, Афон), иеросхим., ктитор и духовник Русского великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне(см. ст. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон). Род. в благочестивой купеческой семье, предки происходили из духовного звания. С детства прислуживал в храме. По свидетельству родственника И. Ф. Соломенцова, с 12 лет отказался от мясной пищи, избегал мирских развлечений. Стремился к монашеству, но ради послушания родителям оставался дома до совершеннолетия, помогая семье в делах по кожевенному заводу и в торговле. Затем 2 года провел дома после ухода в монастырь сестры Евдокии (в постриге Маргарита; Ɨ 14 сент. 1886), т. к. родители не отпустили в мон-рь детей одновременно. Сестра впосл. стала игуменией Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря; в том же мон-ре умерла их мать (в постриге схим. Еввула). По свидетельству И., после чудесного видения Божией Матери и ап. Иоанна Богослова он исцелился от холеры, получил «дар духовного рассуждения и слова» (Жизнеописание иеросхим. Иеронима // Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 29-30, 321-322).
С 1831 г. вместе с родственником и другом Н. А. Гончаровым (впосл. схим. Никодим) посещал различные обители, был послушником в Дивногорском в честь Успения Пресв. Богородицы, Знаменском Хотмыжском мон-рях. Друзьям, искавшим строгой монашеской жизни «в пустыне и безмолвии», посоветовали отправиться на Афон. В марте 1834 г. они пришли в Ст. Оскол за документами для заграничной поездки. Во время празднования Пасхи в Толшевском в честь Преображения Господня монастыре Соломенцов заболел и был вынужден там остаться, а Гончаров посетил Троице-Сергиеву лавру и Оптину пуст. Незадолго до отъезда некий воронежский юродивый предсказал Соломенцову: «Приедешь на Афон да свой улей заведешь и будешь рои отпускать», а Гончарову - схиму и скорую кончину.
В сент. 1836 г. друзья приехали на Афон, где нашли себе духовного отца иеросхим. Арсения Афонского. Между 1836 и 1837 гг. старцем Арсением в келлии свт. Иоанна Златоуста (Иверского монастыря) Соломенцов был пострижен в монашество с именем Иоанникий. По благословению старца приобрел келлию во имя прор. Божия Илии (в пределах монастыря Ставроникита) и принял 2 послушников. Гончаров, постриженный в монашество с именем Никита, купил келлию св. Архангелов (мон-ря Ставроникита) и вскоре умер, приняв схиму с именем Никодим. По благословению старца Арсения Иоанникий вместе с учениками совершал уставные богослужения суточного круга (кроме литургии), работал в саду, каждый месяц по седмице постился, исповедовался у о. Арсения и причащался. От духовного отца воспринял опыт молитвы Иисусовой. В 1838 г. совершил паломничество в Иерусалим.
20 окт. (по др. сведениям, в сент.) 1840 г. перешел в Пантелеимонов монастырь по настоятельной просьбе игум. обители схиархим. Герасима Афонского с братией и по благословению иеросхим. Арсения. Последний заповедал Иоанникию «идти в общежитие... спасать многих» и предсказал, что в Пантелеимоновом монастыре через него «Бог хощет сотворити нечто дивное» (Ковалевский. 2006. С. 30-31). Пантелеимонов монастырь (Русик) с сер. 30-х гг. XVIII в. находился в ведении греков и имел в братии не более 10 рус. иноков. Обитель испытывала материальные затруднения (невыплаченные долги и проч.). Греческие старцы просили Иоанникия «собрать братию русскую, благоустроить их», что, по их предположению, помогло бы внутреннему и внешнему возрождению обители (Жизнеописание иеросхим. Иеронима // Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 37). При этом Иоанникий, стремившийся к безмолвному житию, получил благословение иногда «удаляться на безмолвие» в монастырские келлии, что и исполнял в начальный период жизни в обители. 18(21) нояб. 1840 г. находившийся на Афоне Адрианопольский митр. Григорий рукоположил Иоанникия во диакона, 21(23) нояб.- во иерея, назначил духовником пантелеимоновской братии. Великим постом 1841 г. Иоанникий принял схиму с именем в честь блж. Иеронима Стридонского. Иеросхим. Арсений перед кончиной (24 марта 1846) передал И. руководство своими духовными чадами.
По воспоминаниям современников, И. отличался духовнической опытностью, силой ума и воли. Эти качества привлекали к нему множество святогорцев и паломников. В 1851 г. в мон-рь прибыл М. И. Сушкин (впосл. игум. Макарий), ставший ближайшим учеником и помощником И. Стремясь объединить в братской любви греч. и рус. по происхождению монахов, И. убеждал обе стороны оставить национальные распри. О «духовном о Господе союзе греков с русскими», поддерживавшимся в монастыре, свидетельствовал архим. Леонид (Кавелин) (см.: Церк. предание и святоотеческое наследие. М., 2004. С. 35). Уважая греков как главных хранителей и ревностных исполнителей афонской традиции, И. отстаивал право иноков др. национальностей подвизаться на Св. Горе и защищал их от крайних проявлений национализма. Подобными националистическими пристрастиями были инициированы события т. н. греко-рус. пантелеимоновского процесса (1874-1875), в ходе которого часть греч. братии заявила об исключительных правах на Русский Пантелеимонов мон-рь (см.: Дмитриевский. 1895. С. 178-199; Великая стража. Кн. 1. С. 211-243). Разногласия в братии были вынесены в Протат (афонский орган самоуправления, см. Карея) и на суд К-польского патриарха Иоакима II. Во многом благодаря мудрости и твердости И. они закончились избранием настоятелем схиархим. Макария (Сушкина; † 1889) и водворением в обители прочного мира.
При И. к 1885 г. число рус. иноков в Пантелеимоновом мон-ре увеличилось до 800, обитель была отстроена, благоукрашена. И. привлек к восстановлению мон-ря множество благотворителей, были выплачены большие монастырские долги (ок. 100 тыс. р.), сооружены рус. братский корпус (нач. 50-х гг. XIX в.), 2 собора для рус. братии - свт. Митрофана Воронежского (1846) и Покрова Пресв. Богородицы с приделом св. Александра Невского (1853, 1868), братская (1863) и странноприимная (1873) больницы. Также были освящены 10 восстановленных и новых малых храмов в мон-ре и при странноприимной больнице, расширена и расписана трапезная, украшен главный вход в мон-рь (1862), отштукатурен и расписан собор вмч. Пантелеимона, в нем установлен иконостас (1850), который стоял незавершенным с 1815 г. Восстановлены 11 принадлежавших мон-рю келлий, построены 3 новые. Во мн. монастырских келлиях подвизались пустынники, в т. ч. знаменитые старцы иеросхим. Иларион (Канчавели; † 1864), духовный друг И. Всего за период жизни И. в мон-ре и за его пределами восстановлено либо построено ок. 60 принадлежавших мон-рю храмов, включая скитские, подворские и проч.
Под рук. И. в библиотеке обители были собраны богатые рукописные и книжные фонды. Открыты иконописная школа, 1-я на Афоне типография, литографическая и фотографическая мастерские. Сооружены различные хозяйственные корпуса, цеха, мастерские. Территория мон-ря увеличилась более чем в 2 раза, а братия, трудясь на различных послушаниях, во многом стала обеспечивать себя предметами первой необходимости.
Попечением И. в Старом Русике была возобновлена монашеская жизнь, построен братский корпус с 3 малыми храмами (1871, 1872, 1878), кладбищенская ц. в честь Почаевской иконы Божией Матери (1883), начато строительство Пантелеимоновского собора вместо несохранившегося древнего. Возрожден, засажен виноградниками и садами монастырский метох Крумица, где были выстроены помещения для братии и различных служб, храм во имя прп. Платона Студийского и мц. Татианы (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в.), храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1880, освящен в 1882), кладбищенский храм в честь икон Божией Матери Иерусалимской и Смоленской (1886), на землях метоха восстановлены и построены 5 пустынных келлий. За пределами Афона, на близлежащих территориях, возрождены метохи каламарийский (близ Фессалоники), касандрийский (на п-ове Касандра) и сикийский (на п-ове (Ситония (Сикья)), вместе с Крумицей снабжавшие мон-рь продуктами питания. Под рук. И. рус. братией Пантелеимонова монастыря в Сухумском отделе Закавказского края был основан Новоафонский во имя святого апостола Симона Кананита мужской монастырь (1875). На подворьях в К-поле и Одессе (учреждены в 70-80-х гг. XIX в.) получали бесплатный приют паломники. Также были открыты хозяйственные подворья в Таганроге и Ростове-на-Дону.
В Москве была поставлена часовня во имя вмч. Пантелеимона, сначала при московском в честь Богоявления мужском монастыре (1873), затем в отдельном 5-этажном здании (с 1883) на Никольской ул.; устроено подворье (1879) с приютом для увечных воинов - участников русско-тур. войны 1877-1878 гг. Начатая И. в 1850 г. просветительно-издательская деятельность мон-ря была продолжена и расширена при московской часовне, в большом объеме бесплатно распространялась лит-ра. В 1878-1887 гг. выходил ж. «Душеполезные размышления» (с 1888 «Душеполезный собеседник»). В издательской деятельности Пантелеимонову мон-рю помогали и с ним сотрудничали: свт. Феофан Затворник, митр. Сербский Михаил (Йованович), Херсонский архиеп. Димитрий (Муретов), Херсонский архиеп. Никанор (Бровкович), Томский еп. Петр (Екатериновский), архим. Леонид (Кавелин), архим. Антонин (Капустин), архим. Иустин (Полянский; впосл. епископ), иером. Никон (Рождественский; впосл. архиепископ), протоиереи А. Ковалевский, М. Путинцев, П. Матвеевский, И. Н. Полисадов, В. Гурьев, священники Н. Воинов, Н. Румянцев, миряне - ученые и деятели культуры С. И. Пономарёв, Ф. А. Терновский, А. А. Дмитриевский, Н. В. Елагин, В. И. Аскоченский, А. А. Греков и др.
И. укреплял монастырское общежитие, существовавшее в Пантелеимоновой обители в ранний период ее истории и восстановленное в 1803 г. грамотой К-польского патриарха Каллиника V. На основе афонской традиции к 1 янв. 1881 г. И. составил первый в истории обители письменный общежительный «Устав Русского на Афоне св. вмч. и целителя Пантелеимона общежительного монастыря». Он регламентировал все стороны монастырской жизни, порядок церковных служб, обязанности по послушаниям, келейное правило и внекелейное поведение. Особое значение И. придавал послушанию, откровению помыслов, частой исповеди и причащению. В письме П. Б. Мансурова Ф. Д. Самарину от 5 окт. 1888 г. отмечалось, что благодаря действию этого «наиболее строгого из афонских уставов» о братии мон-ря можно сказать, что «она есть высшее, по общему признанию, что есть на Афоне и, без сомнения, во всем русском монашестве» (РГБ ОР. Ф. 265. К. 193. Ед. 12. Л. 51-51 об.). По словам архим. Леонида (Кавелина), «из русских общежительных обителей лишь братство Оптиной пустыни, и то в цветущий ее период, при жизни приснопамятных старцев ее… могло бы идти в сравнение с братством Русской Афонской обители по своему духовному устроению, которое есть прямой плод правильного духовного воспитания» (Церк. Предание и святоотеческое наследие. М., 2004. С. 35). В 1882 г. И. составил духовное завещание, в к-ром призвал насельников хранить общежительные правила: старческое руководство, повиновение игумену, братолюбие, а также поминовение имен благотворителей мон-ря.
И. воспитал множество иноков-подвижников, среди них: ближайший ученик схиархим. Макарий (Сушкин), схиархим. Андрей (Верёвкин; † 1903) - настоятель монастыря в 1889-1903 гг.; схиархим. Нифонт (Четвериков; † 1905) - игумен обители в 1903-1905 гг.; иеросхим. Сергий (Веснин; † 1853) - духовный писатель, известный как Серафим Святогорец; иером. Арсений (Минин ; † 1879) - 1-й настоятель московской Пантелеимоновской часовни и Новоафонского мон-ря; мон. Азарий (Попцов; † 1878) - исследователь, писатель, переводчик, член-корреспондент Церковно-археологического об-ва при КДА; схиархим. Рафаил (Трухин; † 1901) - игумен Саровской пуст. в 1889-1894 гг., начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1894-1899 гг.; схим. Аркадий (Любовиков; † 1908) - переводчик, составитель церковных служб и акафистов; схим. Матфей (Ольшанский; † 1911) - собиратель б-ки Пантелеимонова мон-ря, член-корреспондент Французской АН, член Афинского историко-этнографического об-ва, сотрудник Русского археологического ин-та в К-поле; иеросхим. Михаил (Савицкий; † 1911) - настоятель подворий в Ростове-на-Дону и Таганроге; иеросхим. Агафодор (Буданов; † 1920) - афонский духовник; иеросхим. Нафанаил (Кобелев; † 1890) - антипросоп (представитель) Русского Пантелеимонова монастыря в афонском Протате; иеросхим. прп. Аристоклий Афонский (Амвросиев; † 1918) - настоятель Пантелеимоновской часовни и Афонского подворья в Москве; схиархим. Иерон (Васильев) - игумен Новоафонского мон-ря в 1880-1912 гг.; архим. Иларион (Кучин; † 1927 (или 1928)) - игумен Новоафонского монастыря в 1912-1924 гг. Большое значение в России имела деятельность духовных чад И., писателей и миссионеров иеросхим. Парфения (Аггеева) и схиархим. Михаила (Козлова).
Кроме братии своей обители И. имел на Афоне множество духовных чад - русских, болгар, греков, грузин, молдаван, сербов и представителей др. национальностей. И. учредил в мон-ре раздачу бедным инокам и пустынножителям Афона денег, продуктов, одежды. Келлиоты получали церковную утварь, облачения и др. необходимые для богослужения предметы. По сообщению консула в Македонии М. А. Хитрово, «множество келлиотов афонских существует исключительно подаяниями монастыря» (Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 293). В 1874 г. на помощь истратили ок. 10 тыс. р., к 1900 г. эта сумма достигла 40 тыс. р. в год, не считая расходов на раздачу хлеба. По многочисленным свидетельствам, И. до последних дней жизни лично руководил раздачей милостыни.
По благословению И. на земле Крумицы была основана пуст. Новая Фиваида, где могли подвизаться в безмолвии отшельники, а также находили приют самые бедные пустынники и рус. келлиоты, теснимые греч. мон-рями; там выстроен собор во имя Афонских преподобных (1883), храм Вознесения Господня (нач. 80-х гг. XIX в.), больница с храмом во имя святых Пантелеимона и Артемия (2-я пол. 80-х гг. XIX в.).
Во время неурожая существенная помощь зерном оказывалась жителям Македонии, они также получали в мон-ре работу. Раздавались церковная утварь, иконы, книги, выдавались денежные пособия рус., греч., серб., болг. храмам и мон-рям, благотворительным учреждениям и учебным заведениям, рус. духовным миссиям. При рус. Николаевской больнице в К-поле был выстроен храм во имя свт. Николая Чудотворца (1876).
В 1875 г. мон-рь перешел под управление русских иноков, составлявших большинство насельников обители. Благодаря мудрому руководству и всесторонней деятельности И. и о. Макария (Сушкина) значение мон-ря и влияние обители на афонскую жизнь возросли. Такая древняя привилегия святогорских мон-рей, как право голоса через своего представителя (антипросопа) в Протате, теперь могла использоваться И. и о. Макарием для защиты интересов рус. афонцев (Дмитриевский. 1895. С. 378). В 1882 г. в письме М. К. Ону пантелеимоновские старцы сообщали, что «не только скитяне ильинцы и андреевцы… но даже и келлиоты, приходящие по какому-либо серьезному делу в протат, просят нашего антипросопа передать их нужды в присутствие». И., как и о. Макарий, неоднократно ходатайствовал о нуждах афонцев перед российским посольством и высокопоставленными лицами, помогал советами и выступал посредником при улаживании разногласий в среде рус. иноков (в Илиинском (1871) и Андреевском (1878-1879) скитах), между рус. обителями и их кириархическими (господствующими) монастырями (т. н. дело Илиинского скита) и т. д. (см.: АВП РИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 2269. Л. 99-106 об., 141-143 об.; Д. 3219. Л. 521-522 об.; 523-525 об.; Дмитриевский. 1895. С. 237-269). Старцы оказывали помощь и греч. мон-рям в своевременном получении причитавшихся им налоговых платежей от бессарабских метохов, разрешений на сбор пожертвований в России (Там же. С. 192, 375-376) и т. д. С деятельностью И. и его преемников в значительной степени связано увеличение числа афонских насельников - выходцев из России со 150 чел. в 1839 г. до 5 тыс. в нач. XX в.
При И. Пантелеимонов мон-рь посещали великие князья Константин Николаевич (1845), Алексей Александрович (1867), Константин Константинович (1881, последний исповедовался у И.), вел. кнг. Александра Петровна останавливалась у берегов Афона (1881; ее духовник прот. В. Лебедев посетил обитель). В 1868 г. имп. Александр II наградил И. золотым наперсным крестом. Монастырь посещали рус. послы в К-поле: Н. П. Игнатьев (1866 и 1874), А. И. Нелидов (1884), а также Сербский митр. Михаил (Йованович; 1883), бывш. Полтавский еп. Александр (Павлович; 1868), Люблинский еп. Модест (Стрельбицкий; впосл. архиепископ; 1884). Во время пребывания в обители особое дружеское общение с И. имели архим. Антонин (Капустин), архим. Леонид (Кавелин), Пономарёв, К. Н. Леонтьев. В 1871 г. Леонтьев приехал в Пантелеимонов мон-рь и прожил там более года под рук. И. Леонтьев называл И. своим «катехизатором и старцем», который «учил общему и руководил частностями» (Письмо к Л. А. Тихомирову от 18 окт. 1891 г.- РГБ ОР. Ф. 217. К. 17. Ед. 16. Л. 8 об.-9).
И. оставил богатое наследие в виде уставов, правил для иноков, наставлений, назидательных рассказов из своего духовнического опыта. Большая часть этих сочинений издана. Вел обширную переписку, к-рая содержит важные сведения о жизни Пантелеимоновой обители. Эпистолярное наследие И. условно можно разделить на монастырскую корреспонденцию и письма личного характера. Иногда письма со слов старца составлял его ближайший ученик схиархим. Макарий (Сушкин). Круг лиц, с к-рыми обитель вела переписку, был чрезвычайно широк. Письма И., имеющие личный характер, адресованы нек-рым афонцам, в частности братии, находившейся на послушаниях вне Афона, родным, духовным чадам, благотворителям и др.: еп. Иеремии (Соловьёву; в схиме Иоанн), архим. Леониду (Кавелину), Н. П. Игнатьеву, П. И. Севастьянову, Пономарёву, Ф. А. Терновскому. Часть писем И. после его смерти была возвращена корреспондентами в мон-рь, иногда с их комментариями. Большое количество писем, в т. ч. их копий, выполненных духовными чадами, находится в российских архивах: АВП РИ, РГИА, РГАЛИ, РНБ ОР, РГБ ОР, ЦГА Республики Мордовии, а также в Ин-те рукописей прот. Корнелия Кекелидзе (Тбилиси). Письма И. частично изданы, работа по их выявлению продолжается.
И. обладал слабым здоровьем, в последние годы жизни редко выходил из келлии. 1 окт. 1885 г., в день праздника Покрова Пресв. Богородицы, в последний раз посетил Покровский собор. 16 нояб. 1885 г. соборное отпевание и погребение И. в Пантелеимоновом мон-ре возглавил бывш. Пентапольский митр. Нил. Во время заупокойных богослужений произошли чудесные случаи исцеления 2 паломников после прикосновения к телу усопшего (Ковалевский. 2006. С. 53-54). 19 июня 1890 г. по афонской традиции была открыта могила И. и извлечены его останки. Заупокойные богослужения при этом возглавил бывш. К-польский патриарх Иоаким III. По свидетельству письменных источников и предания, после кончины И. на Афоне и в России происходили его чудесные явления, сопровождавшиеся благодатной помощью.